Корзина
30 отзывов
История и особенности дизайна интерьера квартир в японском стиле.
Контакты
АСК Триан
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или индивидуального предпринимателя.
+7495638-08-10
+7926006-61-16
+7906031-32-32
менеджеры по заказам: Сергей, Ярослав
РоссияМоскваЛитовский бул., д.15, корп.1117593
Карта

История и особенности дизайна интерьера квартир в японском стиле.

История и особенности дизайна интерьера квартир в японском стиле.

В последнее десятилетие в нашей стране в моду прочно вошел азиатский стиль интерьера, отображающий культуру стран Средней Азии, Японии, Кореи, Китая, Вьетнама и др. Квартирных дизайнеров привлекает изящество этого стиля, его необычные решения, удивительным образом сочетаемые роскошь и простота, законченность образов и в тоже время - их функциональность.



Восточная культура очень популярна и на Западе. Особый интерес вызывает Япония, чьи таинственные самобытные традиции идут в ногу с прогрессом. Свою популярность среди прочих стилей в оформлении интерьеров японский стиль заработал своей  функциональностью, элегантностью и необыкновенностью стилевых решений.  

Дизайн квартир в японском стиле тесно связан с природными материалами, цветами и композициями. Наилучшим воплощением такого дизайна является естественный японский пейзаж.

Японский стиль интерьера - это одна из самых популярных этнических разновидностей минимализма, которая отличается безупречными цветовыми сочетаниями и лаконичными формами. Можно сказать, что это минималистично-декоративный стиль, в котором  ничто не перегружает внимание, пространство структурировано спокойно и внятно. В территориально небольшой и перенаселенной стране особо ценится пространство - вот почему и внутреннее обустройство помещений, с целью компенсировать недостаток полезной площади, сводит на минимум мебель и прочие привычные атрибуты европейского жилого дома.

У японцев особое отношение к природе, поэтому японский стиль ассоциируется с природными цветами, преимущественно в светлой гамме: оттенки бежевого, белый, кремовый, молочный. Сдержанные светлые тона характерны и для японской мебели. Поверхность мебели и стен всегда гладкая, нефактурная. Ткани тоже кремовые и белые, преимущественно натуральные: хлопок и шелк.

Японский дизайн интерьера способен успокаивать. Закрыв за собой дверь квартиры, все проблемы вы оставляете снаружи. Весь секрет - в философской пустоте помещений, в отсутствии лишних и ненужных предметов, которые отвлекают от глубоких мыслей. Основные требования к интерьеру этого стиля позволяют дому быть достаточно современным и уютным жильем, поместив в пространство квартиры лишь то, что выдержано в минималистском духе. Ничто ни к чему не обязывает. Важно просто соблюдать цветовую гамму и определенную направленность дизайна. Изящные и легкие раздвижные двери-перегородки из бумаги и бамбука (седзи), общий принцип горизонтальности внутренних помещений, предпочтение дерева камню, легкость и открытость построек – этой эстетикой японцы обязаны не только влажному и жаркому климату, но и землетрясениям, часто случающимся на островах.

По свидетельству дизайнеров - на сегодняшний день это самый востребованный этностиль. Считается, что традиционная японская культура сложилась в 16-17-х веках, когда в стране шел процесс централизации верховной власти и появились зачатки капитализма. Искусство того времени имело четкую целевую аудиторию, формирующийся класс городского населения, прежде всего богатых купцов – ростовщиков. Они хорошо ориентировались в предметах роскоши, прибывавших из Китая и Кореи, но вместе с тем сохраняли верность простоте и минимализму национальной культуры.

Для Японской философии характерно сосредоточение на внутреннем мире, неподверженность внешней суете, способность видеть прекрасное в простом и естественном. Отсюда и основной принцип в интерьере японских жилищ – много свободного пространства и минимум вещей.

Философия японского дома тесно связана с природой – с точки зрения  материалов, цвета, композиции. Но главная его природная черта – это возможность трансформироваться, изменяться, расти. Все эти качества специалисты постарались привить интерьеру, в котором японское звучит не прямо, а лишь тонким подтекстом.

Основная часть дома – открытое пространство, включающее в себя:

  • зону гостиной;
  • открытую кухню;
  • чайный подиум;
  • столовую;
  • рабочее место.


Границы зон обозначены перегородками из матового стекла, которые стилистически напоминают традиционные японские бумажные ширмы. Гостиная или место для отдыха всегда располагаются в центре дома.

История возникновения японского стиля обусловлена, в первую очередь, природой. Жизнь в достаточно капризном климате и постоянная вероятность землетрясений сформировали чрезвычайно трепетное отношение японцев к окружающей среде. Дом, зачастую, является лишь частью сада. Именно из буддистского непротивления окружающей среде происходит и стройная гармония в дизайне квартир.

Такое своеобразное «мобильное» жилище не так опасно во время толчков, оно легко собирается после разрушения, да и вероятность погибнуть под руинами из бумаги и бамбука не так уж велика. Более того, древние японские постройки, храмы и особенно святилища были устроены таким хитрым образом, что могли перемещаться с места на место. Изучение крупнейших в Японии культовых сооружений показало, что их фундамент сконструирован так, чтобы постройку можно было разобрать, перенести на  новое место и собрать вновь безо всякого ущерба. Ученые, например, установили, что святилище Исе в префектуре Мие «путешествовало» около шестидесяти раз.

Разумеется, всё это обусловлено не только религиозными убеждениями (считается, что месту, на котором стоит храм, через некоторое время требуется отдых), но и все той же «неустойчивой психикой» японского климата.

Единение японцев с окружающей средой формирует особый подход к архитектуре жилища. Яркий тому пример – далеко выступающие навесы над окнами с круто загнутыми вверх карнизами. Они призваны защищать дом от сильных косых ливней, а как следствие, дают постоянную затенённость комнат. Навесы и веранды – энгава – становятся еще длиннее, окна убираются японской бумагой хосё. Дом погружается в искусственно рассеянную тень.

С металлом у японцев особые отношения. В японском интерьере его применение сведено к минимуму и металл проявляется только в виде необходимых мелких аксессуаров и предметов декора. Причина очевидна: Япония небогата металлосодержащими рудными ископаемыми, к тому же, влажный климат вызывает быстрое разрушение металлических конструкций ржавчиной. Но вместо того, чтобы превозносить этот материал как нечто редкое и особо ценное, японцы просто-напросто создали такой интерьер, где все, чего нет в избытке в Японии, смотрится негармонично и вычурно - холодный искусственный свет никогда не сможет заменить отблесков светильника акари на полированной черной древесине.

Вообще, японцы очень тонко играют со светом и пространством. Многостворчатые ширмы фусума и оклеенные бумагой раздвижные экраны создают каждый раз новую геометрию интерьера, позволяют уединяться, оставаясь при этом в комнате. Для утонченных японцев это крайне важно, особенно если дом имеет всего один этаж почти ничем не разделенного пространства.

Тем не менее, в большинстве случаев, все это относится к Японии достаточно далекой от той, которая существует сейчас. Верность традициям была неотступной лишь до некоторых пор. В начале 1870-х годов, когда Япония перестала противиться интерьерным заимствованиям, европейские и американские архитекторы возвели на островах восходящего солнца потрясающие строения, с использованием бетона, стекла и камня. Новые здания быстро завоевали популярность, но свое слово сказала природа – Токио и его окрестности были практически полностью разрушены землетрясением 1923 года.

К современным материалам вновь обратились лишь после Второй мировой войны, когда в городах стали появляться высотные здания из стали и бетона. Возводились мощные конструкции, которые, невзирая на свой высокий рост, не боялись землетрясений. Сегодня архитекторы утверждают, что Токийский муниципалитет высотой 243 метра «будет лишь слегка покачиваться» при 9-балльном подземном толчке.

Но, несмотря на мощный индустриальный прогресс, японцы остаются японцами: архитектор Тангэ с конца 1960-х годов разрабатывает целый ряд проектов зданий и комплексов, в которых развивает тему «пространственной архитектуры», уподобляя свои постройки растущему дереву. Гибкая пространственная структура стала почти обязательным атрибутом возводимых в Японии зданий. Более того, муниципальные власти Токио обязали владельцев новых комплексов выращивать на крышах сады: для понижения температуры в городе.

Сегодня мода на все японское – совсем не новинка, и трудно найти человека, который не представлял бы себе, что такое японский стиль в интерьере квартиры. Но не все знают, что к минимализму Япония пришла не только в результате погони за эстетикой. Стремление к простоте и функциональности – основным принципам японского домоустройства – отнюдь не дань моде, а следствие истории и национальных особенностей культуры страны восходящего солнца.

Традиционный японский дом не имеет стен. Пейзаж является естественным продолжением интерьера. Изнутри дом делится не на комнаты, а на функциональные зоны с помощью ширм, которые делают пространство квартиры легким и прозрачным (переставляя их можно обновлять интерьер хоть каждый день), или за счет перепадов уровня пола.

Японская эстетика руководствуется принципом “все лишнее безобразно”. Основа японского интерьера – пустота, подчеркивающая изящество того немногого, что есть в доме. Поэтому принципиальной особенностью японского стиля является минимализм. В доме должны быть только самые необходимые предметы мебели, быта и декора. Все вещи и домашняя утварь прячутся во встроенных шкафах.

В японских квартирах также часто используются тканевые или деревянные жалюзи, соломенные циновки и такие аксессуары, как букеты-икебаны, статуэтки, небольшие скульптуры.

В интерьере этого стиля должны быть и контрасты. Это, возможно, идет от стремления японской культуры искать баланс противоположностей; инь и янь, огонь и вода, свет и тень, земля и воздух. Это могут быть сочетания цветов: например, черный с белым или венге со светло-бежевым (классическое сочетание японского интерьера).

Зонирование пространства в квартирах чаще всего производится с помощью цвета и уровня пола, полупрозрачной ткани или раздвижных перегородок с матовым стеклом, с помощью подсветки в стенах, на полу или потолке. Стеклянные полки стеллажей, стеклянные столешницы и дверцы шкафов как бы растворяются в воздухе, не занимая пространства. Никаких безделушек, аксессуаров очень мало. Жалюзи или занавески на окнах полупрозрачны, почти незаметны. Светлые матовые стены могут быть украшены небольшим количеством японской графики или контрастными картинками в тонких простых рамках. Еще один важный атрибут такого интерьера — неглазурованная, вылепленная от руки японская керамика.

Японский стиль в интерьере характеризуется использованием природных материалов: дерева, бамбука, соломы, рисовой бумаги. Такие природные изделия помогают расслабиться и забыть о насущных заботах, погрузившись в медитацию.

Мебель светлая, гладкая, лакированная - должна быть функциональна, но при этом маленькая: декоративные подушки, низенькие диванчики и столики. Сидя на полу, за таким столиком читают, пишут, едят. Вместо шкафов используются ниши с полками в стене, украшенные вазами и статуэтками. Вместо простого стекла в окнах оригинально смотрятся витражи, например, расписной витраж с изображениями сакуры. Комната, выполненная в японском стиле, должна быть наполнена светом, который является частью композиции.

Свет в японском стиле – его должно быть много. Абажуры из рисовой бумаги простых форм делают свет мягким и рассеянным. Такой свет зрительно раздвигает пространство. Отсюда у японцев особенно щепетильный подход к дневному свету и к источникам освещения вообще. То, что сейчас пользуется популярностью у европейцев и проходит под названием «японский светильник» – это конструкция из бумаги и металлического каркаса, – очень важный элемент интерьера японской квартиры. Такая лампа называется акари. Создана она была еще в 50-х годах прошлого века и служит не столько для освещения, сколько для того, чтобы подчеркнуть полумрак. И, разумеется, ни о каком металле в оригинале не может быть и речи - только бамбук и настоящая рисовая бумага васи, слабый мягкий свет и матовость. Полутьма успокаивает и придаёт помещению загадочности.

В качестве аксессуаров и предметов декора можно подобрать шкатулки, кукол в кимоно, соломенные или бамбуковые коврики, веера с японскими рисунками, например, с изображением сакуры, керамические вазы. Каждая такая вещь будет уникальной. В японском доме обязательно присутствие дорогого красивого чайного сервиза, традиционных неглазурованных больших расписанных вручную керамических блюд и палочек для еды, хранящихся в специальных подставках.

Иероглифы - почти неизбежный атрибут оформления жилья “под Японию”. Поклонникам этого этностиля производители предлагают декоративные комплекты постельного белья, скатерти, портьеры, покрывала, украшенные иероглифами и другими стилизованными национальными рисунками. Есть и соответствующая посуда для чайной церемонии, особые блюда для традиционных рыбных блюд и морепродуктов, шкатулки и скульптуры, украшенные элементами, повторяющими линии японских пагод.

Непременным обитателем японского дома является карликовое дерево бонсай. Такая сосна или цветущая слива высотой в полметра навевает хозяевам японской квартиры мысли о бессмертии.

В оформлении дизайна интерьера большую роль играет текстиль. Приветствуются не только занавески и матерчатые ширмы, но также всевозможные коврики, ковры и циновки. Эту национальную особенность сегодня с успехом позаимствовали западные производители, создав целую индустрию тканей и настенных покрытий в восточном стиле. Характерными мотивами считаются иероглифы, изображение зверей, листьев и цветов. В качестве компонентов покрытий, предназначенных для декорирования, выступают: солома, рафия, джут, сизаль, бамбук и другие природные растительные материалы.

Самыми распространёнными японскими текстурами и материалами считаются: кедр, рисовая бумага, клён, бамбук, камень и плетёная лоза. Атрибуты дома: раскрашенный шёлк, маты татами на полу; из одежды - тщательно вышитые кимоно и оби (пояс для кимоно).

В японских домах часто используют ниши в стене, которые называются «токонома». Предметы, расположенные в этих нишах, предназначены для создания двух типов ощущений:

  1. Ощущение природной естественности. Для этого собирают нечётное количество предметов вместе. Например, три каллиграфных штриха на кружке;
  2. Ощущение упорядоченности. Используется чётное количество предметов, которые аккуратно расставляют. Например, четыре гальки на блюде.

 

В общем, как уже говорилось, японский стиль можно назвать минималистско-декоративным. В нём гармонично сочетаются пустота и красота. Для человека, живущего в “японском” доме, главное – это гармония, единение с природой. В основе японского стиля в интерьере квартиры лежат простые, лаконичные формы, отказ от лишнего декора и много свободного пространства.

Сказать, что культура Японии уникальна и неповторима – значит не сказать ничего. Именно её непохожесть и загадочность так привлекают современных дизайнеров и архитекторов. Чтобы создать японский интерьер, требуется понимание этой загадочной страны, особое восприятие мира, которое и отражается в обустройстве дома.

Для Востока, в том числе и для  Японии, характерны интровертность, сосредоточение на внутреннем мире и ощущениях. Поэтому такой интерьер практически всегда минималистичен – и в этом зачастую таится философский смысл. Иными словами, духовное начало преобладает над материальным, но выражается через него. Лишь несколько предметов и много свободного пространства – таков классический японский интерьер, но каждая вещь несёт в себе призвание – создавать и сохранять гармонию в доме.

Японский стиль в интерьере подойдет не всем, а только тем, кто любит пустоту, тишину и свет. Хозяин дома, решивший оформить дом в японском стиле, мудр, хаос и суета внешнего мира его не беспокоит, потому что он наделен даром видеть в обыкновенном прекрасное.




 

 

Каталог тематических статей. Полезная информация по ремонту, отделке, дизайну.

Поделиться ссылкой

miuki.info

Предыдущие статьи